Адвокат, по специфике своей деятельности, общается с огромным числом людей абсолютно разных социальных уровней – от судей Верховного Суда до карманных воришек и иных, не лучших представителей общества. Для эффективного налаживания любых двусторонних или многосторонних контактов адвокату необходимы, прежде всего, лидерские качества, которые помогают ему действовать профессионально. Не зря есть мнение, что в работе адвоката только 10% юриспруденции, а 90% – это психология. И уже из этих 90 процентов половина – это способность «повести за собой» и подзащитного, и прокуроров, и судей. Собственно, иметь такие качества, которые заставляют прислушиваться, поддерживать, присоединяться к мнению и действиям адвоката.
То есть, адвокат – это, прежде всего, юрист, но в то же время – это менеджер, организующий свою профессиональную деятельность с целью предоставления правовой помощи своему клиенту. И поэтому лидерские качества ему необходимы не меньше, чем знания законов.
По моему мнению, лидерство в адвокатуре, прежде всего, связано с личностными качествами. Если человек либо овладеет нужными качествами, либо они заложены в нем с рождения, то он сможет эффективно, а главное, не используя формальную власть, вести за собой последователей в правильном направлении для достижения общих целей. Это особенно важно в адвокатской деятельности, поскольку, не имея формальной власти, адвокат, действуя в интересах клиента, должен повести его в правильном направлении через тернии законов. С другой стороны, это процесс несилового влияния в направлении достижения адвокатом целей защиты.
Тут мы видим, что лидерство трактуется двояко (личностные качества и несиловое влияние), но существуют и другие подходы к изучению лидерства, необходимые для понимания сути лидерства:
1. подход с позиций личностных качеств – требует от адвоката таких качеств, которые дадут ему возможность назвать себя лидером (разум и интеллектуальные способности, доминирование над другими людьми, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела);
2. поведенческий подход – лежит в основе стилей лидерства (автократический, демократический, либералистический);
3. ситуационный подход – базируется на определенном поведении лидера в зависимости от определенной ситуации.
В первом случае лидерство трактуется постоянными и устойчивыми чертами характера, необходимыми чтобы быть эффективным.
Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется манерой поведения по отношению к другим людям. Динамика поведения отображает, как выглядит лидер: в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ лидерского поведения).
Но не существует одного оптимального стиля управления. Вероятно, что сам стиль и его эффективность зависят от характера конкретной ситуации. И если изменяется ситуация, то изменяется и стиль. Поэтому очевидно, что должен быть ситуационный подход к лидерству, внутри которого уже очень важны и личностные качества, и поведенческий фактор.
Ситуационный подход определяет, что люди стают лидерами не столько в силу свой личности, сколько благодаря различным ситуационным факторам и соответствию между лидером и ситуацией. По мнению американского ученого Ф. Фидлера существуют три критические ситуации, влияющие на наиболее эффективное лидерство:
1. влияние должности – лидер, имеющий больше должностных полномочий, значительно проще справляется с задачей повести за собой;
2. четкость задач в сравнении с ситуацией;
3. отношения между лидером и членами группы – насколько коллектив доверяет лидеру и готов пойти за ним.
Собственно, такая ситуационная теория определяет лидерство как продукт ситуации: человек, став лидером в одном каком-то случае, приобретает авторитет, который начинает на него работать вследствие действия стереотипов. Поэтому он может рассматриваться группой как “лидер вообще”. Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Тут самое главное определить, какие стили поведения и личностные качества наибольше отвечают определенным ситуациям. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь менять свое поведение в разных ситуациях.
У адвоката нет и не может быть должностной власти. Поэтому ему очень важно в разных ситуациях уметь находить именно такие рычаги, которые поставят его в позицию лидера. А именно, уровень структурированности решаемых проблем и выполняемых задач, которые измеряются следующими составляющими: ясность целей, множественность средств для их достижения, обоснованность решений. Структурирование работы отображает способность адвоката поставить четкие цели в процессе защиты, выработать линию защиты и совершать обоснованные действия на пути достижения результата. В этом случае отношения “адвокат – клиент” будут строиться с позиции признания профессионализма адвоката. А отношения “адвокат – должностные лица” будут признаны с точки зрения реальных рычагов влияния адвоката на ситуацию, благодаря конкретному определению его места в юридическом процессе в соответствии с Законом «Об адвокатуре».
В современных условиях – лидерство в деятельности адвоката поможет поднять профессиональный подход на уровень более широкого мировоззрения, вывести эффективность деятельности адвоката на уровень более высоких стандартов, а также сформировать личность адвоката, способную достичь больших профессиональных результатов с помощью своих неординарных способностей. Подход к деятельности адвоката с позиции лидерства поможет усовершенствовать структуру отношений в организации защиты, обеспечит постоянное движение вперед с целью достижения лучших результатов, полезных как для клиента, так и общества в целом.
© 2011-2025 Lawyer-Coach · Всі права захищені
Дизайн сайту від GoodwinPress